Беата Ханесоо, Вы работаете в центре общей и онкологической хирургии ВТЦБ медсестрой клинического лечебного питания. Кто Ваши пациенты и как Вы им помогаете?
Моя область — общая и онкологическая хирургия, а пациенты, которые приходят ко мне, уже получили онкологический диагноз. У них выявлено какое-то онкологическое заболевание, и они нуждаются в хирургическом вмешательстве. Обычно они уже посетили хирурга и сдали много разных анализов. Во время первого визита мы вместе рассматриваем результаты анализов крови и также немного говорим о питании. Цель — подготовить человека и дать ему чувство уверенности, чтобы он мог идти на операцию по возможности осведомленным. После операции мы встречаемся снова, чтобы теперь уже основательно обсудить все, связанное с питанием. Поскольку раковая операция представляет собой все-таки обширное вмешательство в организм человека, и обычно операции бывают сложными, при восстановлении организм нуждается в серьезной помощи. Пациент получает, конечно, последующее лечение и употребляет разные лекарства, но основным топливом для организма все-таки выступает еда — питание в борьбе с раком является крайне важным фактором.
Каковы основные тревоги онкологического пациента, связанные с питанием?
Довольно обычной проблемой является потеря веса: кто-то теряет больше, кто-то — меньше. Причин здесь несколько. Во-первых, это изнуряющая операция. Во-вторых, приводит к потере веса химиотерапия. Онкологические пациенты получают после операции химиотерапию и лучевую терапию, что часто вызывает плохое самочувствие, в связи с этим сильно портится аппетит. Вес уменьшается, потому что организм не получает необходимые питательные вещества.
Таким образом, одна из первых наших целей — это восстановление дооперационного веса. Мы обсуждаем вместе с пациентом, как лучше всего можно этого добиться. Поскольку мы имеем дело с довольно большим разрезом, организм должен быть заранее готов к этому и по возможности эффективно подготовлен.
Вторая большая тема: часто у пациентов, получающих химиотерапию или лучевую терапию, могут измениться обоняние и вкус. Чувства обоняния и вкуса во время лечения часто нарушаются, и в отношении еды вкусы человека становятся очень избирательными. Аппетит может меняться не только в разные дни, но и в течение нескольких часов: в один момент человек испытывает большое желание съесть какое-то определенное блюдо, но за время его приготовления и выкладывания на тарелку еда может стать для больного совсем противной, и он не может даже взять ее в рот. Поэтому невозможно очень точно спланировать меню больного раком человека и его семьи; не получается сделать так, что мы запланируем сейчас на обед картофельное пюре с мясной подливой, а на завтра говяжье жаркое — в момент подачи еды на стол аппетит больного раком может совершенно измениться, и он не съест это. В каком-то смысле можно провести параллель с беременностью — оба случая часто сопровождаются изменениями обоняния и вкуса, а также желанием есть неожиданные продукты. Любимые лакомства могут внезапно стать неприятными, в то же время может возникнуть большое желание съесть что-то, что раньше вообще обходил стороной.
Так со всем питанием приходится быть осторожным, двигаться постепенно. У человека должна быть возможность получить именно ту еду, к которой у него сейчас есть аппетит и которую он может съесть. Неправильно принуждать человека во время химиотерапии есть что-то, что он в данный момент просто не может съесть. Содержимое холодильника должно быть довольно разнообразным, чтобы человек мог найти для себя что-то, что именно сейчас вызывает аппетит и не противно. Близкие люди, кто ходит для больного в магазин и помогает в приготовлении пищи, должны это знать. Один больной раком пациент описывал, как он попросил супругу сходить поздно вечером в магазин и принести сардельки определенной марки, хотя раньше они не входили в число его любимых продуктов.
Одна маленькая хитрость — предлагать не горячую еду, а тепленькую — тогда запах не такой сильный. Вы также можете открыть окно или включить вытяжку на кухне во время приготовления пищи, чтобы запахи еды не мешали.
Какой должна быть еда больного раком человека?
Как уже было сказано раньше, принципиально человек может есть все, что он способен есть. Еда могла бы быть, в первую очередь, насыщена белками — белок ведь является основным строительным материалом организма. Иногда люди интересуются, стоит ли предпочесть белки животного или растительного происхождения. Организм, конечно, лучше усваивает животные белки, но и значение растительных белков нельзя недооценивать. Таким образом, и те, и другие необходимы.
Обычно рекомендуют при раке воздерживаться от цитрусовых. Цитрусовые не способствуют развитию рака, этого не стоит бояться. Но мы имеем дело просто с очень кислой пищей, а такая еда нехороша для чувствительного пищеварения больного раком. Из-за небольшого объема цитрусовых страдать тоже не стоит — если есть желание, можно выпить стакан воды, в который добавлен для вкуса ломтик лимона, это разрешается и нечего плохого не сделает.
В народе можно услышать черный юмор, что больных раком следует беречь как свекровь или розу: в темном чулане по шею в холодной воде. Идея такова: все, что хорошо и полезно для человека, питает и рак. Соответствует ли это народное предание правде?
Нет, все-таки это не так. Но человек должен все же беречь силы, и сохранять свой организм как можно более сильным. От чего точно следует отказаться, так это от алкоголя. Также нехороши крепкие кофейные напитки. Иногда можно пить кофе, разбавленное молоком.
О цитрусовых как нежелательных фруктах мы уже говорили. Кроме того следует избегать острых, маринованных и жареных продуктов. Следует обращать внимание на то, чтобы в меню было больше куриного мяса, рыбы, также тушеные овощи являются очень хорошим выбором. В дополнение к этому следует есть свежие салаты, хотя в один прием все-таки соблюдать умеренность, чтобы еда не раздражала желудок. Обязательно должны быть доступны фрукты. Ключевое слово здесь разнообразие.
В то же время важно, чтобы пациент не голодал и ел бы то, что вызывает аппетит. Время от времени можно все же есть жареную или пряную пищу, совершенно отказываться от нее не надо. Питание онкологического больного — довольно сложная тема. Легко сказать человеку, что он может есть все, а что делать, если пациента тошнит, и еда не удерживается в желудке. Имеются противорвотные препараты, которые врач может выписать, и они могут весьма эффективно помочь.
Многих пациентов сковывает страх, они чувствуют, что должны о каждом продукте искать информацию, разрешено ли его есть. Но когда они получают в этом поддержку и ободрение от консультанта, тогда у них пропадает и страх, и они начинают смотреть на вещи спокойнее. Часто приходится рассказанное повторять на следующей встрече, время от времени напоминать основы. Но если знать эти основы, тогда питание больного раком уже не будет казаться сложным как ракетостроение.
В аптеке без рецепта можно купить специальные придающие силу напитки, которые должны помочь тем, кто в настоящий момент проходит курс химиотерапии. Что они собой представляют, и советуете ли их использовать?
Да, конечно, мы рекомендуем их использовать. Но они предназначены не только пациентам, которые получают химиотерапию, но и всем тем, кто по какой-то причине потерял в весе. Белковые напитки дают энергию, они помогают набрать вес и вернуть силу в мышцы. Белковые напитки очень важны, чтобы получить энергию и белки.
В большинстве своем белковые напитки — например, Nutridrink — упакованы в одноразовые бутылочки. В маленькой бутылке содержится 125 мл напитка, в большой бутылке — 200 мл, калорийность у этих напитков довольно высокая — 300 килокалорий. Если выпили два напитка, практически половина дневной потребности человека в энергии удовлетворена.
Они помогают пережить самые тяжелые состояния и поддерживают силы после операции. Особенно эффективен компактный белковый напиток в те дни, когда самочувствие все еще довольно плохое и ощущается сильная слабость. Пациентам, кто совсем не может есть, мы рекомендуем употреблять в день четыре бутылочки белкового напитка. Если пациент уже может немного есть обычную еду, достаточно одного-двух напитков в день.
В то же время многим пациентам эти специальные напитки не нравятся, потому что их запах и вкус может быть противен — с этим так же, как и с другими продуктами: в один день запах кажется вызывающим аппетит, в другой день опять раздражает. Советуем хранить белковые напитки в холодильнике, потому что холодный напиток не пахнет так сильно, как напиток комнатной температуры.
Что еще посоветуете своим пациентам?
Я посоветую больше двигаться, быть на свежем воздухе. Многие, кто пережил хирургическое вмешательство и к тому же еще химиотерапию, чувствуют, что их тело стало слабым, и движение отходит на задний план. Но человек физически не создан для того, чтобы только сидеть или лежать. Движение является чрезвычайно важным. В ситуации, когда больной раком сильно потерял в весе и после этого восстанавливает свой режим питания, следует постепенно увеличивать и нагрузку на мышцы. Если не давать нагрузку мышцам, не усваиваются должным образом и белки, в то время как правильное усвоение последних наиболее важно для организма.
Если есть страх, что на улице станет плохо, прекрасной идеей будет пойти гулять вместе с другом или близким человеком. Например, с бабушкой могут гулять внуки школьного возраста, которые при необходимости могут найти какую-нибудь скамейку для отдыха или вызвать помощь по мобильному телефону. Это одновременно и отличная возможность качественно провести время вместе.
Вообще здесь очень важно наличие группы поддержки, семейной поддержки. Кто-то, кто может, например, быстро сходить в магазин, чтобы принести больному точно ту еду, которую он в этот момент может есть. Кто-то, с кем сходить погулять. Кто-то, кто с сочувствием выслушает горести больного.
Со своей стороны могу сказать, что я и впредь буду рядом и буду готова выслушать и дать совет. В конце сеанса консультирования я даю свои контакты и говорю, что ко мне всегда можно обращаться, все равно, касается ли вопрос пригодности какого-то продукта или у человека в этот день самочувствие просто немного хуже. Одно дело связано конкретно с питанием, а другое — с психологической поддержкой, которая человеку в процессе лечения тоже крайне необходима.