За последние 10 лет заболеваемость раком в Эстонии увеличилась на 21%. В 2008 году было диагностировано 7360 первичных случаев злокачественной опухоли, а в 2018 году – 8966. В связи с этим больница считает важным развитие онкологического лечения, чтобы предотвращать заболевание раком и в случае заболевания обеспечить по возможности максимально эффективное и ориентированное на человека лечение. Тему раскрывает заведующая онкологическим центром Ида-Таллиннской центральной больницы Элен Веттус..
Почему мы сейчас говорим на эту тему?
Заболеваемость раком растет во всем мире, поскольку продолжительность жизни людей увеличивается и улучшается лечение других хронических заболеваний. К сожалению, здесь также играют роль последствия COVID. Есть пациенты, которые не получили диагностики или не решались обратиться к врачу. Поэтому теперь многие пациенты попадают к нам прямо из отделения неотложной медицины с раком в 4-й стадии и в тяжелом общем состоянии, например, с диагнозом рак легких. Рак груди как последствие COVID мы начинаем видеть примерно через пару лет, поскольку в большинстве случаев течение этого заболевания более медленное. Было время, когда нам не разрешалось выходить на улицу больше чем по двое рядом, а наши пациенты говорят, что они даже не осмеливались приблизиться к больнице. Однако важно упомянуть, что благодаря новым методам лечения выживаемость онкологических пациентов значительно улучшилась.
Какие формы рака можно преодолеть с помощью лечения?
Скорее, здесь мы говорим о стадиях. Если речь идет о раке 4-й стадии, то полное выздоровление, к сожалению, невозможно. Однако мы можем предложить лечение, которое позволяет продлить пациенту жизнь. На фоне лечения важно сохранять качество жизни пациента. Возьмем, к примеру, метастатический гормоночувствительный рак молочной железы, где с новой группой лекарственных препаратов средняя выживаемость пациентов составляет 5 лет. Пациенты принимают таблетированное лечение и, в основном, чувствуют себя хорошо – ходят на работу, занимаются спортом и выполняют свои повседневные дела. Данные лекарства финансирует Больничная касса. В случае рака на ранней стадии возможно полное выздоровление. Поэтому крайне важно ходить на скрининговые исследования, если приходит приглашение. Лечение рака всегда мультидисциплинарное. Как системная и лучевая терапии, так и хирургическое лечение тесно связаны между собой. В лечении обусловленных лечением побочных действий нам помогают и другие специалисты.
Какие планы записаны в новой программе развития Ида-Таллиннской центральной больницы?
Мы обновили программу развития, которая теперь охватывает период 2022-2024 гг. Наша цель – по-прежнему предлагать пациентам наилучшее научно обоснованное онкологическое лечение. Лечение рака – наиболее быстро развивающаяся область. Существует много возможностей лечения и быстро добавляются новые методы, в том числе возможности системной терапии. Наша программа развития лечения рака охватывает все клиники Ида-Таллиннской центральной больницы, и на первом месте всегда пациент. На сегодняшний день нас особенно беспокоит отсутствие лучевой терапии. В этом плане у нас очень хорошее сотрудничество с Северо-Эстонской региональной больницей и Клиникумом Тартуского университета, а онкологи этих больниц участвуют в наших консилиумах. Однако потребность онкологических больных в лучевой терапии растет, процедуры занимают все больше времени. Согласно программе действий по борьбе с раком, линеарных ускорителей в Эстонии сейчас намного меньше, чем должно бы быть. Доступность лучевой терапии проблематична.
Мы также составили план действий по программе развития, где подготовили обзор конкретных изменений. В программе развития также приведены различные мероприятия, предназначенные для обучения раковых пациентов, а также работа всей команды поддержки пациента. Пациенты находят информацию на нашей домашней станице по онкологическому лечению cancer.itk.ee
Что можно было бы предпринять, чтобы пациенты быстрее проходили диагностику?
Предлагаем семейным врачам возможность посредством э-консультации направлять пациентов с подозрением на онкологию к нашим общим хирургам, гастроэнтерологам, гинекологам и онкологам. В этом плане возможности Ида-Таллиннской центральной больницы очень хорошие. Я не устану акцентировать, насколько важно участие в скрининговых исследованиях. Однако на скрининг-исследования приходят лишь немногим более 50% приглашенных. Безусловно, персонализированные скрининг-обследования – это наше ближайшее будущее, но в качестве пилотного проекта это действует уже сейчас. Профилактика крайне важна, поэтому призываю людей придерживаться здорового образа жизни.
Предлагаем системную терапию и в больнице Курессааре. Там много таких пациентов, которые бы никогда не поехали на лечение на материк. Радостно осознавать, как много жителей Сааремаа мы спасли, предлагая системную терапию.
Предлагаете ли вы пациентам и психологическую помощь?
Да, безусловно. У нас есть консультанты по опыту, которые сами являются онкологическими пациентами, а также социальные работники и паллиативные медсестры, медсестры-кейс-менеджеры, физиотерапевты. Сеть поддержки есть, и она работает. Для нас очень важна ориентированность на пациента. Поддержка медсестры – один из пунктов плана развития, который помогает создать целостную систему и уход.
Сотрудничаете ли вы с врачами и за пределами Эстонии?
Поскольку я совершенствовалась и работала в ведущих онкологических центрах в нескольких странах, я могу консультироваться с лучшими онкологическими центрами в США и Швейцарии, а также с коллегами из Каролинского института. Онкология – интересная и быстро развивающаяся область. И настолько радостно видеть, скольким людям мы действительно можем помочь! Пациенты склонны считать, что спрашивать другое мнение является оскорблением для врача. Я так не думаю, спрашивать можно и нужно.
В прошлом году мы стали полноправным членом Европейской организации онкологических центров, в которую входят более сотни больниц Европы, так что при необходимости можем получить совет и помощь также оттуда.